Корзина

Cross to close
В корзине нет товаров
На главную

Что такое ГУР в автомобиле | Из чего состоит гидроусилитель

В этой статье разберёмся, что такое ГУР в машине, и как он помогает водителю. Также решим, какое масло заливать в ГУР, что лучше: ГУР или ЭУР. Рассмотрим особенности устройства ГУРа на тягачах Scania, перечислим распространённые неисправности и способы их профилактики. Информация пригодится тем, кто интересуется строением автомобиля и владельцам Scania.

 

ГУР в машине – что это, принцип работы

 

Гидравлический усилитель руля (ГУР) облегчает повороты руля за счёт давления жидкости. Водитель поворачивает руль, ГУР увеличивает это усилие, масло давит на поршни и другие промежуточные узлы, которые поворачивают колёса.

 

Жидкости несжимаемы, поэтому способны передавать давление без потерь. Из-за этого для работы системы облегчения управления автомобилем используется масло, точнее гидравлическая жидкость.

 

Изначально ГУР разрабатывался для грузовиков, ведь повернуть колёса грузового автомобиля нелегко. Особенно когда машина с грузом движется на низкой скорости или стоит. Позже ГУР стал применяться и в легковых автомобилях.

 

Из чего состоит ГУР

 

ГУР в автомобиле – это замкнутая система, «надстройка» для рулевого управления. Особенности исполнения гидроусилителя отличаются в зависимости от модели машины и производителя. Рассмотрим два типа ГУР: с рейкой и рулевой сошкой.

 

ГУР с зубчатой рейкой устанавливается в легковых автомобилях. Элементы усилителя:

  Устройство ГУР
  • Бачок. Расположен в доступном месте спереди. В бачок заливается масло, которое распределяется по системе. Оборудован фильтром и щупом для проверки уровня масла. Встречаются полупрозрачные бачки без щупа – в них уровень масла виден снаружи.
 
  • Насос. Устанавливается рядом с двигателем и соединяется с ним ремнями или шестернями. Создаёт и поддерживает рабочее давление.
 
  • Распределитель. Соединён с рулевым валом. Направляет масло по системе в зависимости от поворота руля. Жидкость распределяется за счёт золотникового клапана и торсиона.
 
  • Трубки и шланги. Проводят масло ГУРа. По прямому контуру распределяется жидкость для поворота колёс, по обратному – возвращается в бачок.
 
  • Гидроцилиндр или силовой цилиндр. Установлен на рейке. В гидроцилиндре две камеры с маслом и поршни, которые двигаются под давлением жидкости. ГУР с рулевой сошкой применяется в грузовиках, в том числе в Scania. Устроен аналогично: бачок, насос, распределитель, трубки и поршень, выполняющий роль гидроцилиндра. Подробнее об этом типе ГУРа – далее, в блоке о Scania.
 

ГУР с рулевой сошкой применяется в грузовиках, в том числе в Scania. Устроен аналогично: бачок, насос, распределитель, трубки и поршень, выполняющий роль гидроцилиндра. Подробнее об этом типе ГУРа – далее, в блоке о Scania.

Как работает ГУР с рейкой

 

Насос запускается вместе с двигателем и сразу нагнетает давление и начинает перегонять масло по трубкам. Пока руль в нейтральном пооении, жидкость ходит по замкнутому контуру: из бачка → в распределитель → и обратно в бачок. Узлы усилителя не задействованы.

 

Водитель поворачивает руль. Рулевой вал поворачивает торсион, благодаря чему открывается соответствующий канал золотникового клапана, а обратный канал перекрывается.

  • Торсион – это металлический стержень, который частично скручивается под действием крутящего момента.
 
  • Золотник или золотниковый клапан – это клапан с несколькими каналами, которые открываются в зависимости от поворота движущегося элемента внутри.
 

Торсион закручивается, поворачивая внутреннюю втулку, в золотнике открывается нужный канал и перекрывается обратный слив. Чем больше поворот руля, тем сильнее закручивается торсион, тем больше открывается отверстие в золотнике.

 

Масло под давлением проходит по открывшемуся каналу в одну из двух камер гидроцилиндра. В камере жидкость давит на поршень, который передаёт усилие на шток, который уже толкает и поворачивает колёса.

Чем сильнее водитель поворачивает руль, тем больше масла поступает в камеру гидроцилиндра. Поршень сильнее давит на шток, колёса быстрее поворачиваются на больший угол. Таким образом давление жидкости добавляется к усилию водителя, а руль поворачивается проще.

 

Не рекомендуется удерживать руль в крайнем положении дольше пяти секунд. В крайнем положении в цилиндр подаётся много масла, которое под давлением разогревается и может повредить систему.

 

Водитель возвращает руль в нейтральное положение. Торсион «раскручивается», золотник перекрывает каналы к гидроцилиндру, масло снова ходит по обратному контуру.

 

«Ощущение дороги» из-за ГУРа не теряется. Правильно настроенный ГУР даёт водителю «обратную связь» с дорогой и улучшает управляемость на неровной поверхность.

 

При поломке гидроусилителя водитель не теряет управление. Руль всё так же поворачивает колёса: усилие водителя передаётся на рейку, но к нему не добавляется давление масла. Руль крутить становится тяжело, но возможно.

 

ГУР в Scania 5 и 6 серии

 

Распространённые неисправности ГУР в Scania

Течёт сальник на соединении рулевой колонки с ГУРом. Признаки – подтёки. Чтобы не пропустить эту поломку, стоит периодически осматривать соединения в ГУРе. Решение – замена сальника. В продаже есть ремкомплекты и аналоги. По опыту, б/у оригинал – надёжнее и дешевле.

 

Изнашиваются зубья в соединении поршня и вала сошки. Признаки – требуется больше усилий для поворота руля. Конструкцией предусмотрена подтяжка соединения. Когда зубья износились и зацепление ослабло, подтягиваем его. Но это – временная мера. Изношенные элементы потребуется заменить.

 

Насос создаёт недостаточное давление. Признаки – руль тяжело поворачивается на холостых оборотах, но стоит раскрутить двигатель, руль поворачивается ощутимо легче. При корректной работе насоса такой разницы быть не должно. Износившийся насос ГУРа требуется заменить.

 

Изнашиваются шаровые соединения в тягах. Признак – неровная работа ГУРа, руль бьёт и так далее. Одно соединение заменяется, а другое запрессовано – меняется только тяга целиком.

 

Как прокачать ГУР в Scania

 

После замены трубок и другого ремонта ГУРа на грузовиках Scania требуется прокачка гидравлической системы. Удобнее прокачивать вдвоём: один в кабине, напарник следит за работой ГУРа у капота.

 
  1. Заполняем бачок ГУРа.
  2. Запускаем двигатель.
  3. Даём двигателю поработать на холостом ходу 5 секунд. Не поворачиваем рулевое колесо.
  4. Глушим двигатель.
  5. При необходимости повторяем, пока уровень жидкости не стабилизируется.
  6. Запускаем двигатель.
  7. На холостом ходу медленно поворачиваем руль до блокировки налево и направо.
  8. Глушим двигатель и проверяем уровень масла.
  9. Снова запускаем двигатель и поворачиваем руль до блокировки в обе стороны несколько раз.
  10. Проверяем, нет ли течи на трубках и соединениях ГУРа.
  11. Проверяем, чтобы уровень масла на щупе был на максимальной риске.

Масло для ГУР – какое лить, как часто менять

 

Для работы гидравлического усилителя руля требуется жидкость, которую называют маслом для ГУРа. Это не то же масло, которое льют в двигатель. Если залить моторное масло в ГУР, система будет работать хуже и повредится со временем, так как вязкость и состав отличается этих масел отличаются.

Какое масло заливать в ГУР? То, которое рекомендует производитель автомобиля. Для некоторых марок разработано специальное масло, для других подходит «общее». Но параметры подходящей жидкости всегда даются производителем в инструкции к автомобилю.

 

Масло для ГУР – это синтетическая жидкость. Распространены 2 группы масел: Dextron ATF красного цвета и зелёное Pentosin. Если потерялась инструкция, и негде взять точную информацию о рекомендованном масле, стоит взять вариант одного из этих типов.

 

То, как часто менять жидкость в ГУР, тоже определяется производителем. Имеет смысл ориентироваться на одну замену в год.

 

В грузовиках Scania используется Dextron ATF, меняется один раз в год.

 

Что лучше: ГУР или ЭУР

 

ЭУР – это электрический усилитель руля. Крутящий момент от поворота руля водителем усиливается электромотором, установленным на рейке. Усилие, которое создаёт мотор, определяется по данным датчиков: угла поворота руля и момента на рулевом колесе.

Водитель поворачивает руль, блок управления на основании информации от датчиков отправляет команду на электродвигатель. Мотор раскручивается и поворачивает рейку в соответствии с поворотом руля.

 

Электрические и гидравлические усилители имеют плюсы и минусы. Однозначно сказать, что лучше ГУР или ЭУР, не получится. Зависит от приоритетов владельца автомобиля.

 

Преимущества ГУР

 
  • Стоит меньше, чем ЭУР.
  • Выдаёт больше мощности. На грузовиках ЭУР не встретишь, так как мощности электромотора не хватит для поворота колёс под нагрузкой.
  • Даёт более натуральное «ощущение дороги».
 

Недостатки ГУР

 
  • Занимает много места
  • Требует обслуживания: замены масла, проверки трубок и так далее.
  • Нагружает двигатель и повышает расход топлива. Насос запускается от мотора и работает постоянно – отбирает часть мощности двигателя.
  • Может повредиться, если долго держать руль в крайних положениях.

Преимущества ЭУР

 
  • Занимает меньше места.
  • Проще обслуживается. Не требует замены и отслеживания уровня масла. Нет трубок, которые изнашиваются и протекают.
  • Экономит топливо. Электродвигатель не отбирает мощность мотора и включается только, когда нужен.
  • Позволяет держать руль в крайнем положении без ограничений. Ломаться из-за этого нечему.
  • Даёт возможность настраивать уровень усиления в зависимости от поворота руля.
 

Недостатки ЭУР

 
  • Стоит больше, чем ГУР.
  • Не даёт достаточно мощности для грузовиков.
  • Требует мощного генератора.
  • Даёт менее чёткую обратную связь с дорогой.